Газета Местной еды
Без адреса
Нелегкая судьба фудтраков в России
Марина Сагомонян
автор Местной еды
Первопроходцы
Фудтрак - возможно, самый романтичный способ продавать еду. Яркий фургон с оригинальным и недорогим стрит-фудом, который свободно перемещается по городу и каждый день открывается именно там, где он больше всего нужен - идеальное воплощение современных городских ценностей.

Если не считать сельских автолавок, прицепов «Крошки-картошки» и сезонной торговли овощами и фруктами, в России первые фудтраки появились в 2013. Одними из пионеров стали Durum Durum. Основатель проекта Денис Пугач рассказывает, что фудтрак решили купить из сугубо практических соображений. «Нам захотелось кормить людей вкусной шаурмой, которой на тот момент в городе не было. Но брать в аренду помещение и делать красивый дорогой ремонт не хотелось – вдруг оказалось бы, что кроме нас наша шаурма никому не нужна? А фудтрак в любом случае наш, его можно продать, переоборудовать под сдачу или другой проект».

Фотография из архива Durum-Durum, 2013 год
Основатель «Местной еды» Анастасия Колесникова вспоминает, что, начиная с начала 2014 ей стали поступать заявки от фудтраков на участие в городских маркетах еды. «Тогда я изучила вопрос и оказалось, что это большое гастрономическое и урбанистическое явление, которое мне очень захотелось поддержать в Москве», - рассказывает Анастасия.
Фестиваль фудтраков
Первый Фестиваль фудтраков прошел в Москве в 2015 и стал, по словам Анастасии, самым сложным ее проектом. «На странице фестиваля зарегистрировалось 15 000 гостей, мы были в шоке и нам пришлось переносить фестиваль из двора Музея Москвы, потому что явно столько людей в нем не поместилось бы. Самое удивительное, что именно столько людей и пришло. Столько критики, объективной и не очень, мы не получали никогда. В тот день было невероятно холодно, никто из траков не справлялся с очередями».

Тем не менее, именно после фестиваля о фудтраках заговорили в городе. Если на первый фестиваль зарегистрировалось 20 участников, то на августовский уже 30. Всего, по подсчетам Анастасии, в городе сейчас работает около 50 фудтраков.

Иван Олийник, основатель паблика «Food Truck Russia. Фуд-Траки с уличной едой» говорит, что в последнее время фудтраки открываются не только в Москве и Петербурге, но и в Новосибирске, Нижнем Новгороде и во Владивостоке и других городах – приблизительно около 200 по всей стране. «На фудтраки сейчас большой спрос – и у организаторов мероприятий, и у обычных горожан, которые хотят больше интересной еды рядом с домом или офисом. Все потому, что в фудтраке можно готовить еду ресторанного качества», – уверен Иван.

Законы
Основное препятствие для развития фудтраков – пробелы в законе. «Они не запрещены, их просто как бы их не существует», - говорит Анастасия Колесникова. По словам Ивана Олийника, такая ситуация сложилась по всей России. «Все фудтраки, работающие в городе, стоят по серым схемам, не дающим никаких гарантий», - честно пишет он в разделе FAQ паблика.

В основном фудтраки арендуют землю у крупных собственников или арендаторов: парков, торговых комплеков и бизнес-центров. «Но никакой договор аренды не обеспечивает стабильности», - говорит Денис Пугач. Несколько недель назад управа Пресненского района закрыла фургон Durum Durum в «Москва-Сити». «Где бы кто ни встал, у управы есть огромное количество оснований закрыть фургон в любой момент. И закон будет полностью на их стороне».

Фудтрак Durum-Durum, закрытый управой в Москва-Сити.
Сегодня Денис планирует открытие стационарной точки. «Я пришел к выводу, что лучшая функция фудтрака – это реклама основного проекта. В этом направлении мы и планируем развиваться», - говорит Денис.

Несмотря на полную неопределенность, новые фудтраки продолжают появляться. Этим рынком интересуются как гиганты – Ginza недавно объявила о планах вложить 20 миллионов долларов в мобильные рестораны - так и новички-романтики.
Личный опыт
Сооснователь Union Kitchen Юрий Бондаренко рассказывает, что их с друзьями вдохновил фильм «Повар на колёсах». «Вся наша команда пришла из ресторанного бизнеса, я, например, работал официантом и барменом. Но поварского опыта ни у кого из нас не было». Два месяца назад Union Kitchen купили фургон и начали ремонт. По его словам, на фудтрак, включая покупку фургона, ушло около 500 тысяч. «Пока это для нас хобби. Нам хочется научить наших гостей не бояться пробовать что-то новое, перестать мыслить шаблонно. За 2 месяца существования мы поучаствовали в 6 фестивалях и 3 частных вечеринках».
Фургон Union Kitchen, построен на основе прицепа белорусского производства.

«Мы все делали сами: после работы ездили по строительным рынкам, выбирали в интернете оборудование. Хотелось сделать не как у всех, поэтому мы практически ни с кем не советовались»
Union Kitchen пока не решили, что делать с фудтраком дальше. Юрий рассказывает, что команде предложили открыть кафе. «Нам, конечно, очень жаль бросать фудтрак. Мы вложили в него столько сил. Но пока мы не можем найти для него постоянное место, учитывая сложности с законом».
Послесловие
Анастасия Колесникова уверена, что проблема должна решиться. «Нужно определить санитарные нормы для работы, механизм легализации торговли, то есть как трак может перемещаться по городу, какие места выбирать, как там работать. И это не супер сложная задача, можно спросить самих горожан и они помогут определить правила».
3-й Фестиваль фудтраков состоится 19-20 сентября на ВДНХ, на площади рядом с домом-перевертышем.
Помимо отзывов посетителей, мы хотим собрать мнение горожан с идеями о месте размещения фудтраков и необходимых форматах. Эти данные мы опубликуем на наших страницах и приложим все силы, чтобы передать информацию городским властям. Давайте делать наш город вместе!
Газета Местной Еды
Надеемся, очень скоро мы сможем запустить свою газету Местной Еды. А пока мы собираем интересные истории в нашем блоге. И ждем ваших пожеланий и предложений на почту hello@locallocal.ru.
© 2014 All Rights Reserves
Facebook | land@scape.eu
Made on
Tilda