Фудкорты на фестивалях и концертах

Можно ли заработать и как организовать

С 2013 года кроме 45 Маркетов Местной еды мы организовали более 300 фудкортов для других компаний. Мы знаем, сколько реально стоит организация фудкортов, можно ли на этом заработать и как не допустить ошибок. Расскажем правду жизни.

Как менялись фудкорты и их цели

2009
На музыкальных фестивалях, футбольных матчах и больших городских гуляниях стояли киоски с хот-догами, «Пепси» и кукурузой. Простые, суровые, решающие единственную задачу — накормить тех, кто проведет на площадке больше часа.
2013
Мы провели первый Маркет Местной еды, и стало понятно, что фудкорты могут быть красивыми и притягательными. Появилась волна фудкортов, которые стали делать, чтобы привлекать людей на мероприятие.

Тогда же у фудкортов появилась еще одна функция — увеличить время пребывания гостей на площадке. Раньше люди уходили пообедать, так как на мероприятиях не было достойной еды, и не возвращались. В итоге музыканты, выступающие в конце, играли перед полупустой площадкой.
2016
Организаторы стали преследовать еще одну цель, самую сомнительную — деньги. Они видели очереди к киоскам и делали выводы, что все участники хорошо зарабатывают, а значит, можно поднять стоимость аренды и тоже заработать.

А что на самом деле: можно ли заработать на фудкорте на мероприятии

Организаторы «зарабатывают» на том, что сдают места на фудкорте в аренду, то есть участники с едой платят за место. Расходы на организацию фудкорта зависят от задач, масштаба, количества участников.
Пример 1. Фудкорт в московском аутлете европейского стиля за МКАД
15 000 гостей, 8 участников
  • Потратили — более 1 000 000 рублей
  • Заработали — 80 000 рублей (10 000 рублей за два дня с одного участника
Пример 2. Фудкорт на велопараде
30 000 гостей, 10 участников

  • Потратили — 300 000 рублей
  • Заработали на аренде — 150 000 рублей (7 часов работы на фудкорте стоили для участников 10 000 рублей)
Очевидно, что расходы гораздо больше тех денег, которые организаторы получают с участников. Заработать на организации фудкортов реально только в том случае, если вы соберете 200 участников или больше, возьмете с них за участие от 20 000 рублей, а площадку вам дадут бесплатно. ;)
Некоторые средние затраты на организацию фудкорта на 10 участников:

  • Застройка — 250 000-300 000 рублей
  • Электричество — может быть бесплатным, если оно есть на площадке и с вас не берут дополнительных денег. Если работает генератор на 150кВт, то 100 000-200 000 рублей
  • Команда — 150 000 рублей
  • Клининг — 50 000 рублей
  • Вывоз мусора — 8 000 рублей (один контейнтер 6 кубов)
  • Печать вывесок — 1 500-2 000 рублей (за 1 шт)

А зачем тогда делать фудкорты

1. Для дополнительного сервиса на мероприятии
Мы делали фудкорт на опен-эйре «Джао Да! Ча». Проводится в загородном комплексе, до ближайших кафе — 5 км, а мероприятие длится три дня и людям нужно что-то есть.

Другой пример — ежегодный велопарад в Москве. На таких мероприятиях обычно нет еды, а поесть после велопробега хочется. Поэтому в 2019 году прошел первый велофестиваль с фудкортом. В таких случаях фудкорт — это дополнительный сервис для мероприятия.
2. Увеличить длительность визита гостей аутлета, получить охват в соцсетях
В этом году мы провели три фудкорта во Vnukovo Outlet Village и успели помочь на открытии Novaya Riga Oultlet. Аутлет создает ощущение уютной «деревни» и уличный фудкорт добавляет атмосферу отпуска, праздника, подарков. На деньги или трафик в день мероприятия фудкорты прямо не влияют, а вот на впечатления посетителей аутлета очень даже. Увеличивается длительность визита, появляется больше отзывов в соцсетях — гости публикуют фотографии, сделанные на фудкорте.
3. Для развития новых районов
Чтобы развивать комьюнити и район, девелоперы и застройщики организуют большие фестивали с мастер-классами, танцами для пенсионеров, играми для детей, молодежными концертами, и, конечно, едой, которая сближает людей. Конечная цель — увеличить интерес к району и сделать так, чтобы у застройщика продавалось больше квартир. Яркий пример — Фестиваль Малых рек, который проводит строительная компания «КРОСТ».
4. Для развития городов и регионов
В «Местной еде» есть программа для амбассадоров — людей в регионах, которые хотят развивать культуру еды в своем городе. У нас появились партнеры в Ярославле, которые стали организовывать маркеты под нашим руководством. А в декабре мы сделали новогодний Маркет Местной еды в Оренбурге.

Это помогает развивать местную гастрономию — маркеты дают возможность людям с идеями попробовать свои силы, протестировать идею, чтобы в будущем уже открыть полноценную точку. Или сделать промо для уже работающих проектов.
5. Для развития бренда
В этом году мы организовывали «Фестиваль друзей» совместно с «ВкусВилл». Это было первое крупное офлайн-мероприятие компании. Важно было, чтобы про бренд узнало больше людей, а те, кто уже знаком с ним, больше его полюбили и их лояльность увеличилась.

«ВкусВилл» знакомил гостей с поставщиками, чтобы клиенты видели не просто продукт, а людей, которые стоят за ним. "Фестиваль друзей" помог ВкксВиллу получить много обратной связи от покупателей, собрать предложения, протестировать интерес покупателей к новым продуктам и форматам, которых еще нет в сети.

Как организовать фудкорт

1. Поставить цель
Для чего вам фудкорт?

  • Дополнительный сервис. Накормить людей, которые проведут на мероприятии несколько часов
  • Привлечь больше людей на свое мероприятие
  • Увеличить время, которое гости проводят на мероприятии
  • Заработать
От этого будет зависеть концепция.
2. Собрать команду
Один человек не может организовать фудкорт, нужна команда:

  • Продюсер фудкорта (менеджер проекта) — придумает концепцию, подберет участников, будет заниматься всеми организационными вопросами (ведение документации, переговоры с подрядчиками и тд)
  • Дизайнер-оформитель (декоратор) — кто-то должен сделать ваш фудкорт уютным и красивым
  • Маркетолог, pr — пресс-релизы, розыгрыши, работа со СМИ
  • Санитарный врач — отвечает за качество еды и санитарию
  • Технический директор — организует застройку
3. Подобрать участников
Фудкорт — как ресторан, только каждое блюдо гости выбирают не из одного меню с одной кухни, а с 30 разных кухонь. Но они все также выбирают что-то на завтрак, обед, салат, десерт, напиток. И важно, чтобы в каждой позиции было предложение, но при этом не так перенасыщено, чтобы все участники могли заработать. Поэтому нужно составить правильную матрицу проектов: сколько будет точек с кофе, сколько с бургерами, салатами и тд. Мы за шесть лет вывели оптимальную формулу:
4. Помочь участникам адаптировать еду под фестивальный формат
Мы придумали формат фестивальной еды:

Уличная еда (не выпадает, леко есть) + фастфуд (быстро) = фестивальная еда

Критерии идеального продукта:

  • Быстро
  • Удобно
  • Недорого
  • Вкусно
  • Интересно
  • Упаковка
  • Удобно держать одной рукой
  • Красиво: крафт, бумага
  • Узнаваемость вашего проекта (например, наклеить стикеры с названием)
  • Инстаграмность! Люди фотографируют еду на маркете и выкладывают в соцсети. Упаковка и продукт должны работать на продвижение вашего бренда
5. Организовать работу участников ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ фестиваля
Если участники не привыкли работать на фестивалях и их этому не научили, есть риск, что возникнут огромные очереди и недовольство со стороны гостей. И «собирать негатив» будут не только сами участники, но и организаторы фудкорта. Если гостям не понравится, это большой риск для бренда.


Поэтому мы начинаем работу с участниками до фестиваля:

  • Проводим дегустацию продукта и засекаем время приготовления
  • Проводим встречи, на которых разбираемся в организационных моментах, рассказываем правила
  • Делаем встречи с санитарным врачом (на маркете он тоже работает, проверяет качество ингредиентов и следит за выполнением всех санитарных требований)
  • Отправляем чек-листы и письма с полезной информацией
6. Подготовить техническое задание (электричество, расстановка, схема фудкорта)
Собрали участников, теперь соберите с них все данные для технического задания на застройку. Если неправильно посчитано напряжение или участник привез дополнительное оборудование, электричество может отключаться. Лучше помочь участникам все правильно посчитать.
7. Продумать оформление и контролировать соблюдение единого стиля всего фудкорта
Человек выбирает между рестораном и мероприятием, то есть по факту мы конкурируем с рестораном, и нам тоже нужно создавать атмосферу. Важны детали — вывески, гирлянды, флажки, информационные таблички на столах, все, что отражает концепцию.

Например, на Маркетах Местной еды есть традиционный длинный стол, чтобы гости могли сидеть рядом и общаться. На «домиках» участников размещены фотографии владельцев, их имена и описание проектов. Это важно, так как мы поддерживаем местных производителей, предпринимателей и показываем, что за каждым проектом стоят реальные люди.

На столах стоят таблички «Супергерои сортируют мусор» — мы заботимся о планете, хотим сократить количество мусора на Маркете, а тот, который появляется, отвозим на переработку. И это отражается в оформлении.
8. Найти подрядчиков для застройки
Застройка состоит из двух частей: «домики» для участников и зона, где будут сидеть гости (столы, стулья). В крупных городах, как правило, есть фестивальные застройщики, которые сдают в аренду «домики» на фестивали.
Несколько моментов, на которые надо обратить внимание при выборе «домиков»:

  • Лучше выбирать те, в которых есть пол — это избавит вас от жирных пятен на асфальте после фудкорта. Они не отмываются, владелец площадки будет недоволен и просто откажет в проведении мероприятия в следующий раз.
  • Должна быть меловая доска или какое-то другое пространство, где участники смогут разместить меню. Меню не должно находиться снизу, так как в очереди людям не будет видно, что здесь продается
  • Размеры «домика» не должны быть меньше 4 кв. Метров
Площадка для гостей. Что важно:

  • Гостям комфортно сидеть
  • Если дождливый месяц и фудкорт проводится на улице, нужны шатры
  • Соответствие концепции и общему стилю фудкорта
  • Отражение концепции в деталях
9. Собрать гостей
Важно не просто сделать фудкорт, а сделать так, чтобы на него пришли гости. Если людей будет мало, у участников не будет продаж. И никаких фудкортов дальше просто не будет — участники больше не будут арендовать место на вашем фудкорте.

Мы работаем со СМИ, делаем промо фестиваля в наших соцсетях и рассылке — FB (15 000 подписчиков, Instagram — 13 000 подписчиков, рассылка по email — более 6 тысяч адресов).

Основные сложности и ошибки

Нужно быть готовым к непредвиденным ситуациям.

Например:
  • не разрешили вешать вывески на вход
  • кто-то притащил еще одну плиту и отключается электричество
  • нет постов в Инстаграме, потому что вся команда на площадке бегает
  • участники опоздали
  • осталось жирное пятно на асфальте, а вы должны его убрать

Такие ситуации будут. Они не должны вывести вас из строя. Во многом от того, как вы будете с ними справляться, зависит успех дела.

Мы очень кайфуем от решения сложных задач. Например, на фестиваль «Джао Да! Ча» мы собрали 15 участников, пять из которых были на фудтраках. За день до мероприятия пошел дождь, а это чистое поле, еще не утрамбованная земля, поэтому все фудтраки по очереди застревали в поле. Пришлось искать местных на тракторах и квадроциклах, которые вытаскивали застрявшие машины.

Организовывать фудкорт самостоятельно или обратиться к команде с опытом?

Если вы хотите сделать фудкорт, чтобы заработать на нем денег, нужно разбираться в этом самостоятельно и собрать свою команду профессионалов. Это будет отдельное бизнес-направление, над которым нужно работать.

Если вы не планируете делать это своим бизнесом, а фудкорт нужен в качестве дополнительного сервиса для мероприятия, для развития бренда вашей компании или других целей, лучше обратиться к опытной команде.
Если вы хотите организовать фудкорт на вашем мероприятии, мы готовы помочь.
Пишите на FOODCORT@LOCALLOCAL.RU

Нам важно ваше мнение

Оставьте комментарий — давайте обсудим тему.

Подпишитесь на новые статьи